Начиная с момента, как ребенок начинает ходить он подвержен различным опасностям. Это касается всех детей, но особенно детей с нарушением слуха. Задача родителей научить ребенка любого возраста быть ориентированным в окружающей среде. Необходимо избегать необоснованных мер безопасности, так как это может негативно повлиять на детей и сделать их неуверенными, неспособными преодолевать даже незначительные трудности. Но и нельзя предоставлять им излишнюю самостоятельность, так как дети оставленные без присмотра в большей степени подвержены опасным происшествиям.
Дети с нарушением слуха младшего дошкольного возраста , как правило, находятся в присутствии родителей. Особенная опасность поджидает на улице. При прогулке по улице, при движении по тротуару , приучайте ребенка идти рядом со взрослым, крепко держась за руку. Взрослый должен находиться со стороны проезжей части.
Готовясь перейти дорогу, остановитесь осмотрите проезжую часть. Объясните ребенку где нужно стоять, не бежать , не переходить на искосок, не разговаривать и быть предельно внимательным. Идти только на зеленый сигнал светофора, ребенок должен привыкнуть, что на красный и желтый сигналы не переходят, даже если нет транспорта.
Дети , страдающие нарушением слуха, даже односторонним снижением, должны быть твердо приучены совершать все маневры движения после зрительного подкрепления. Одностороннее снижение слуха лишает ребенка стерео эффекта, когда невозможно правильно оценить направление источника звука, оценить расстояние до транспорта либо другого звучащего объекта.
Аналогичные мероприятия касаются при пользовании общественным транспортом (посадка и высадка, проезд).
Для детей школьного возраста в помощь родителям подключаются и педагоги:
Когда после длительного периода посещения школы у детей наступают каникулы – период свободного времени, то происходит смена стереотипа поведения. Касается это и поведения детей на дороге. Степень дисциплинированности и самоконтроля поведения значительно снижается. Каникулы – это время, когда большинство детей находятся под контролем взрослых непостоянно. Естественно, что в этот период дети значительную часть своего времени проводят на улице. Поэтому именно перед каникулами проводятся внеклассные мероприятия со всеми начальными классами вместе с целью напоминания о необходимости соблюдения правил дорожного движения и безопасности на дорогах.
В начале каждого учебного года проводится месячник по ПДД, в течение которого воспитатели начальных классов уделяют серьезное внимание профилактике дорожно-транспортных происшествий и изучению правил дорожного движения.
Беседы: «Дорога в школу», «Улица полна неожиданностей», «Дорожные знаки. Какие они бывают», «Улицы на твоём пути»; занятия по ИЗО: «Секунда это много или мало?», «Виды транспортных средств». Воспитателями начальных классов проводят экскурсии « Светофор – мой друг», цель которых является формирование практических навыков поведения на перекрестке, при переходе проезжей части, на остановках и в общественном транспорте. Кроме того, воспитателями начальных классов постоянно на внеклассных занятиях организуются показы обучающихся мультипликационных фильмов «Азбука дорожного движения», «Уроки безопасности тетушки Совы», « Мой друг Светофор» и др.
Ребенок усвоивший тему, застрахован от неожиданностей и травматизма на дороге.